Главная страница 
 Гостевая книга 
 Обратная связь 
 Поиск по сайту 
 Друзья сайта 
   
 

 
   
   
   
 Волшебные сказки 
 Сказки о животных 
 Бытовые сказки  
 Сатирические сказки 
 Сказки о батырах 
 Сказки об Алдаре-Косе 
 Сказки о Жиренше 
 Сказки о Ходже Насыре 
   
   
 Камбар батыр 
 Ер-Таргын 
 Кыз-Жибек 
 Плач Кыз-Жибек 
 Кобланды-батыр 
 Алпамыс батыр 
 Кобланды Батыр 
   
   
 Легенды о животных 
 Легенды о батырах 
 Легенды о родной земле 
 Легенды о мудрецах 
 Легенды о народах 
   
   
 Народные обычаи 
 Свадебные обряды 
 Обряды воспитания 
 Бытовые обряды 
 Промысловые обряды 
 Религиозные обряды 
 Похоронные обряды 
   
   
 Казахские поговорки 
 Казахские пословицы 
 Казахские народные игры 
 Народные загадки 
 Народное искусство 
 Мужские казахские имена 
 Женские казахские имена 
 Казахские музыкальные инструменты 
   
 

 
   
 
  
 
   
 

Пискун

 

Между тем дорогой проходил один бай, знаменитый в округе своей глупостью. Он наткнулся на тюк и, заметив, что в нем зашит человек, стал расспрашивать его, за что он терпит такую муку.
—   Видишь   ли,   добрый   человек,— отвечал   Пискун,— меня хотят избрать ханом вместо умершего, но я отказываюсь наотрез, потому что мне противны власть и роскошь. За свое упрямство я и подвергнут этой пытке.
«Вот так дурак,— подумал бай.— Он отказывается от своего счастья. А я так совсем бы непрочь был сделаться ханом».
И он обратился к Пискуну:
—  Послушай,  любезный. Мне стало  жаль тебя.  Я готов очутиться на твоем месте, чтобы только избавить тебя от страданий. Больше того, я дал бы тебе кошелек золота,  если  бы  ты  согласился  зашить  меня  вместо  себя  в кошму.
Пискун не заставил себя долго просить. Как только он оказался на свободе и получил кошелек, он наскоро зашил бая в кошму и скрылся среди народа.
Вскоре братья вернулись, подхватили тюк и поволокли его к реке.
У бая все внутренности переворачивались на ухабах и кочках, но он не переставал орать во все горло:
—  Я хочу быть ханом! Я хочу быть ханом!
—  Ты   будешь   ханом    подводного   царства,— смеясь, сказали  братья  и, раскачав тюк, бросили его с обрыва   в воду.
Они возвращались назад радостные и довольные, рассуждая о том, что никогда больше Пискун не будет дурачить их своими проделками.
А Пискун тем временем шел да шел по степи.
Наконец достиг он владений другого хана. Первое, что он увидел здесь, было неисчислимое стадо баранов. Стадо караулил старый пастух. Голова его была покрыта отвратительными болячками, и он стонал от боли.
—  Здоров  ли  ты,  добрый   человек?   —  приветствовал пастуха  Пискун.— Чье   это   такое  огромное   стадо   ты   пасешь?
—  Пасу я стадо нашего хана, а  здоровье мое сам  видишь какое: вот уже тридцать лет мучат меня  проклятые болячки на голове. А ты кто такой, прохожий?
—  Я   лекарь,— ответил   Пискун,   не   моргнув   глазом. Тогда пастух начал кланяться и просить вылечить его от болячек.
—  Хорошо,— сказал Пискун,— я вылечу тебя.
Он велел пастуху зарезать молодого козленка, мясо сварил и съел, шкуру выбросил, желудок положил в яму.
—  Отпусти голову в  яму,— сказал Пискун  пастуху,— надень на нее желудок козленка  и оставайся в таком положении до вечера. Вечером   я   смажу   тебе   темя особой мазью, и ты будешь совершенно здоров. А пока я сам попасу твоих баранов. Пастух не знал, как и благодарить Пискуна; он сделал все, что тот ему приказал. Но лишь только голова пастуха исчезла в яме, Пискун поднял с земли его палку и не спеша погнал гурт в свой аул.
—  О  всемилостивый  аллах!   Да   ведь   мы   же  бросили тебя в реку, каким же чудом удалось тебе спастись? И откуда у тебя эти бараны?—встретили Пискуна братья.
—  Братья,— сказал   им   Пискун,— вы   много   сделали мне зла, но я не помню обид и  не  хочу скрывать от вас того, что видел и слышал под водой. Как только я ступил на дно, взору моему открылась долина; по ней ходили бессчетные стада баранов,  и в их пастухе я сразу узнал  нашего покойного отца. Он очень обрадовался, увидев меня, тут же   выделил мне   часть баранов   и   указал дорогу, по которой я легко выбрался из подводного царства. Прощаясь со мной, отец очень просил, чтобы и вы навестили его и заодно угнали бы к себе остальных баранов, потому что ему уже трудно становится их пасти.
У братьев глаза разгорелись и рассудок помутился от зависти. Они окружили Пискуна и наперебой стали приставать к нему.
—  Дружок,— говорили  они,— прости   нас.  Ты  будешь нашим любимым братом. Покажи ты нам, как пробраться к отцу. Мы никогда не забудем тебе этой услуги.
—  Что с вами поделаешь,— как бы нехотя сказал Пискун.— Ладно уж, идите за мной.
Он привел братьев к реке. На берегу паслось стадо баранов, и их отражение мелькало в воде. Пискун, показав братьям на отражение, стал уверять их, что это одно из многочисленных подводных стад...
У братьев и дух захватило при виде баранов. А Пискун довел их до самого бурного водоворота и остановился.
—   Прыгайте здесь,— сказал он.
Сначала братья не решались прыгать, но наконец самый старший из них и самый жадный поборол страх и; подобрав полы халата, с разбегу бухнулся в воду. Он, как камень, пошел ко дну, и только палка, которая была у него в руке, на мгновение показалась над поверхностью и снова исчезла под водой.
Тогда Пискун закричал:
— Смотрите, смотрите, брат уже отыскал отца, и вот он машет вам палкой, чтобы вы поспешили за ним. Тут братья один за другим попрыгали с берега и пропали в водовороте.
А Пискун прожил еще много лет и немало совершил различных дел.


  Назад

3

 
 
 
 
© Ertegi.ru