Главная страница 
 Гостевая книга 
 Обратная связь 
 Поиск по сайту 
 Друзья сайта 
   
 

 
   
   
   
 Волшебные сказки 
 Сказки о животных 
 Бытовые сказки  
 Сатирические сказки 
 Сказки о батырах 
 Сказки об Алдаре-Косе 
 Сказки о Жиренше 
 Сказки о Ходже Насыре 
   
   
 Камбар батыр 
 Ер-Таргын 
 Кыз-Жибек 
 Плач Кыз-Жибек 
 Кобланды-батыр 
 Алпамыс батыр 
 Кобланды Батыр 
   
   
 Легенды о животных 
 Легенды о батырах 
 Легенды о родной земле 
 Легенды о мудрецах 
 Легенды о народах 
   
   
 Народные обычаи 
 Свадебные обряды 
 Обряды воспитания 
 Бытовые обряды 
 Промысловые обряды 
 Религиозные обряды 
 Похоронные обряды 
   
   
 Казахские поговорки 
 Казахские пословицы 
 Казахские народные игры 
 Народные загадки 
 Народное искусство 
 Мужские казахские имена 
 Женские казахские имена 
 Казахские музыкальные инструменты 
   
 

 
   
 
  
 
   
 

Второй поход Алпамыса

 

Итак, старая колдунья шла
впереди, показывая дорогу, а юный Алпамыс послушно следовал за ней. Старуха, пройдя немного, остановилась и стала причитать на всю степь.
— О, несчастные мои вдовушки! Встречайте Алпамыса! Куда вы запропастились? Или от горя лишились рассудка? Алпамыс едет к нам! Батыр отомстит за наши слезы. Встречайте дорогого гостя! Он должен отдохнуть перед жестокой битвой.
Вытрите слезы, отведите с ним душу. Выходите из юрт, мои дорогие, встречайте батыра Алпамыса!..
Когда из сорока белоснежных юрт выбежали сорок красавиц, Алпамыс увидел, что их возглавляет девушка редкой красоты. Это была Каракозаим. Алпамысу показалось, что он вошел в сказочный мир и видит небесных гурий. Девушки шумно окружили Алпамыса, сняли его с коня и опустили на белую кошму, оказывая почести, какие оказывают только хану. Потом они начали ухаживать за батыром, прислуживая поочередно. Юрта наполнилась звонкими голосами и веселым смехом, шутками и песнями. Алпамыс потерял разум из-за девушек, любовался ими, а они все больше и больше тянулись к нему, кружа ему голову и наполняя сердце огнем. Нежные чувства охватили его всего. А девушки изощрялись друг перед другом в ласковом обхождении, но на самом деле они боялись навлечь на себя недовольство злой ведьмы, способной напустить на них порчу. Лишь Каракозаим, единственная из всех, кто был в юрте, воспылала искренним чистым чувством к Алпамысу. Сердце ее затрепетало в груди, как только она увидела юношу, и Каракозаим забыла о том, зачем пришла. Больше всего на свете ей хотелось, чтобы Алпамыс избежал беды. Несколько раз Каракозаим выходила и снова заходила в юрту, где отдыхал Алпамыс, пытаясь каким-нибудь образом предупредить его о надвигающейся опасности, но рядом с юным батыром, развлекая его, вертелись другие девушки, с него не спускала глаз старая ведьма, и ханская дочь не могла перемолвиться с ним даже одним словом.
Алпамыс в свою очередь не спускал глаз с Каракозаим, очарованный ее красотой, не уступающей красоте утренней звезды Шолпан. Веселье продолжалось, и в сердце Алпамыса не закралось даже тени сомнения по поводу происходящего. Он ел то, что подавали ему девушки в серебряных чашах, пил то, что наливали в золотые кубки, и отдыхал телом и душой, испытывая редкостное блаженство. Раза два в юрту заходила сама старуха и, обманывая его льстивым смехом, доверху наполняла его кубок.
Видя, что Алпамыс угодил в хитро расставленные сети колдуньи, Каракозаим не выдержала, подсела к юному батыру, ущипнула его. Но гнусная старуха заметила уловку девушки, зло зашипела на нее: — Ах ты, бесстыжая попрыгунья! Я знаю, что ты задумала, не смей больше подходить к нему! Ослушаешься, тогда пеняй на себя, расскажу обо всем твоему отцу. Сделаю так, что ты жизни своей не будешь рада. Старуха не успокоилась, пока не прогнала Каракозаим из юрты. Хмельное зелье сделало свое дело: Алпамыс разомлел и незаметно для себя уснул. Наступил час, которого с нетерпением ждала колдунья: она выскочила и повелела девушкам быстро разобрать все сорок юрт; разобранные юрты навалили на тело Алпамыса и подожгли. Не пожалела старуха дорогого ханского имущества: ни посуды из золота и серебра, ни золототканых ковров, ни кошм, изготовленных из белой, как молоко верблюдицы, шерсти, ни резных узорных сундуков, полных добра.
Возглавляемые колдуньей девушки зашумели, заплясали от радости, закружили вокруг гигантского снопа огня, устремившегося к небу. Лишь ханская дочь Каракозаим не радовалась удаче, она горевала по юному батыру, погибшему так бесславно.
Перед ее взором стоял улыбающийся и доверчивый Алпамыс. Девушке казалось, что мир опустел без него.
Столб густого черного дыма, поднявшегося над сложенными в кучу сорока юртами со всем их убранством, тут же заметили в главном городе Тасты, где сигнала старухи ждали многочисленные воины. Все до самой последней мелочи продумала старуха.
Она заранее договорилась, что ханское войско ринется к озеру, как только в воздух поднимутся клубы дыма. Могло случиться так, что ей понадобилась бы помощь воинов.
Город Тасты находился от озера на расстоянии езды в полдня, и не успели еще истлеть уголья, как воины хана были тут как тут. Они соскочили с коней и поспешили увидеть останки знаменитого батыра Алпамыса. У всех еще был в памяти его неслыханный поединок с батыром Караманом, и они жаждали мести. Не дожидаясь, когда остынет слой пепла, воины разворошили его и тут же отпрянули назад, ошарашенные
увиденным. Алпамыс спал как ни в чем не  бывало. Не было предела удивлению, охватившему людей. Каракозаим от счастья заплакала. Кое-кто из воинов не выдержал, схватил лопату и стал лихорадочно набрасывать на тело Алпамыса горящие угли. Но они в мгновение ока превращались в холодную золу, как только касались тела батыра.

Тревога и страх обуяли джунгарских воинов. Они не нашли другого выхода, как связать юного батыра, пока он еще не проснулся.


  Назад

2

 
 
 
 
© Ertegi.ru