| Во времена казахского батыра по имени Алау жили два человека, которых звали Едиль и Жайык. Едиль жил на левом берегу реки Едиль, а Жайык жил на правом берегу реки Жайык. У Едиля был сын, у Жайыка была дочь. Вот и решили друзья их сосватать.
В древности существовал обычай, по которому жених должен был прожить в ауле невесты несколько месяцев или даже целый год, чтобы молодые люди поближе познакомились, а заодно и хорошенько распознали друг друга.
И вот Едиль отправился в аул к невесте, прожил у будущих родственников целый год и собрался домой. Тут его невеста и спрашивает: «Когда ты теперь возвратишься?» Жених ее отвечает: «В будущем году весной прилечу вместе с гусями».
Вот пришла весна, и Жайык велел своим невесткам изготовить войлочные ковры и небольшие коврики для украшения дома молодых. Молодые женщины принялись ткать ковры. И тут красавица-невеста, которая никогда до этого не смеялась, вдруг прыснула и расхохоталась... Ранее никто не видел, чтобы эта девушка так смеялась, поэтому все сгрудились около нее и стали расспрашивать: «Почему ты, дорогая наша красавица-несмеяна, засмеялась и над чем?»
Девушка молчит.
И только к вечеру она рассказала тайком одной из своих подружек, что засмеялась она потому, что ее жених, уезжая домой, сказал: «Вернусь весной вместе с гусями». Но ведь гуси - это крылатые птицы, а как может человек, передвигающийся по земле пешком, прилететь вместе с птицами? Вот я и засмеялась, когда поняла смысл слов моего жениха». Так она и сказала.
И тут кто-то заметил на вершине холма какого-то человека и обратил на него внимание других. «Кто это там стоит и держит за уздечку свою лошадь?» Когда они подошли ближе, чтобы выяснить, кто он, оказалось, что это жених девушки. Узнав его, молодежь аула с радостью вышла ему навстречу, приветствуя родственника. А молодой человек и говорит: «Я пока подожду, а вы поставьте юрту для меня отдельно и для моего коня отдельно. После того, как вы поставите юрты, я и приду к вам. Внутри дома для моего коня поставьте два корыта: в одно налейте воды, а в другое налейте молока».
Люди все сделали так, как сказал их будущий зять: поставили внутри юрты два корыта, в одно налили воды, в другое молока и завели коня. А юноша пришел к своим родственникам и стал веселиться вместе со всеми.
После гуляния одна легкомысленная женщина не смогла удержаться от любопытства, приподняла край войлока и заглянула в юрту, в которой стоял конь юноши. И она увидела, что конь не простой, а волшебный, крылатый: он держал свои крылья в корытах, одно в воде, другое в молоке, остужая их после полета. Тулпар испугался взгляда любопытной женщины, дернулся, тут у него внутри что-то оборвалось, и конь умер.
Так началась череда злоключений в этом благословенном ауле. Коня похоронили на той самой вершине, куда он с юношей приземлился после полета. Сам молодой человек погрузился в великую печаль. Он лег в своей юрте, отвернулся к стене и перестал выходить к людям. Через несколько дней к нему пришел тесть и сказал: «Дорогой Турсын, - так звали молодого человека, - ты скорбишь по коню, суть которого в том, что он такое же животное, как и многие, обтянутые снаружи кожей. Я тебе дам отличного коня, ты садись на него и поезжай к своим родственникам. Тебя он довезет за один день. Переночуй рядом с отцом-матерью. А завтра возвратишься снова к нам. Все, что увидишь в пути, запоминай, потом мне расскажешь».
Молодой человек выполнил все, что сказал ему тесть, а конь его и в самом деле оказался очень сильным и быстрым.
На следующий день юноша вернулся в аул невесты и рассказал: «В пути к родителям я ничего не видел, а вот когда ехал обратно, увидел в безлюдной степи, что один ягненок сосет целую отару овец, причем так сильно, что молока всех овец ему не хватает. После этого видел уже в другой бескрайней степи одинокий дом. Я подъехал к нему, крикнул хозяевам, чтобы вышли мне навстречу, но никто не появился. Тогда я сошел с коня, открыл дверь и вошел в дом, но внутри дома не было никого живого, а валялись только мертвые тела. А вышел из дома и увидел группу молодых женщин, которые шли своей дорогой. Я хотел присоединиться к ним. Но сколько ни скакал за ними на своем быстром коне, как ни пытался их догнать, так и не смог даже приблизиться к ним. А через некоторое время эти девушки вовсе исчезли.
Тогда Жайык, тесть юноши, говорит ему: «Отара овец, которую ты видел в бескрайней степи, и ягненок, который сосет их и не может насытиться, — это наш народ и баи, которые пьют кровь народа и не могут насытиться. Второе видение - юрта с телами мертвых людей, это мы сами, снаружи мы как красивый дом, а внутри у нас мрак разложения и всяческая вонь, такие у нас мысли, так устроены люди. Группа девушек и женщин, которые шли своей дорогой, а ты даже на быстром коне не смог их догнать, — это твоя цель, твоя мечта, с которой ты приехал к нам. Но если ты не смог их догнать, то значит, и мечте твоей не суждено сбыться...» Так он сказал.
На другой день юноша на своем быстром коне отправился к себе домой, к отцу и матери. Невеста его сказала, что заболела и слегла. Болезнь ее оказалась очень серьезной, и через два-три дня она скончалась.
Услышал жених эту горькую весть, оплакал свою дорогую невесту, посетовал на безжалостную судьбу, не давшую им соединиться, и велел похоронить ее на том же холме, где был похоронен его волшебный крылатый конь. Так и сделали, как он сказал. А юноша с плачем возвратился к себе домой.
И сейчас в восточной стороне города Уральска есть холмы, которые называются «Торатбасы» - «Голова волшебного коня», «Кыземшек» - «Девичья грудь», «Шынгырлауык» - «Голосистый». |