Главная страница 
 Гостевая книга 
 Обратная связь 
 Поиск по сайту 
 Друзья сайта 
   
 

 
   
   
   
 Волшебные сказки 
 Сказки о животных 
 Бытовые сказки  
 Сатирические сказки 
 Сказки о батырах 
 Сказки об Алдаре-Косе 
 Сказки о Жиренше 
 Сказки о Ходже Насыре 
   
   
 Камбар батыр 
 Ер-Таргын 
 Кыз-Жибек 
 Плач Кыз-Жибек 
 Кобланды-батыр 
 Алпамыс батыр 
 Кобланды Батыр 
   
   
 Легенды о животных 
 Легенды о батырах 
 Легенды о родной земле 
 Легенды о мудрецах 
 Легенды о народах 
   
   
 Народные обычаи 
 Свадебные обряды 
 Обряды воспитания 
 Бытовые обряды 
 Промысловые обряды 
 Религиозные обряды 
 Похоронные обряды 
   
   
 Казахские поговорки 
 Казахские пословицы 
 Казахские народные игры 
 Народные загадки 
 Народное искусство 
 Мужские казахские имена 
 Женские казахские имена 
 Казахские музыкальные инструменты 
   
 

 
   
 
  
 
   
 

Ер-Таргын: Часть VIII

 

И была это его же, Таргына, стрела, и пущена она была из его же любимого лука, с его тетивой. Не сточен был наконечник той стрелы. Разнесла стрела панцирь и впилась в самые ребра батыра.
Покачнулся Таргын, пал на землю у ног Тарлана-коня. «О брат наш!»—вскричали воины, что были ря« дом с батыром, и бросились к нему.
Но жив был Таргын, хоть и ранен был стрелой. Глубоко вошла стрела, к самой печени. Батыр вырвал ее и узнал по наконечнику, что это его стрела, из тех, которые он подарил хану вместе со своим луком.
— Бедная моя голова — уцелела ты в страшных боях с заклятыми врагами, а теперь пропадаешь в сваре родственной! — Посмотрел он на своих друзей и сказал: — Запеклась кровь на ране. Значит, есть надежда, что выживу. Когда-то я точно так же корчился на земле, но тенгри внял моей просьбе. А теперь у меня к вам. друзья мои, две просьбы. Помирите народ, разойдитесь без кровопролития. И если вы чтите меня, как прежде,— принесите мне голову труса, который так подло ранил меня.
И исполнились великого гнева сорок батыров, увидев, какая опасность нависла над их другом. Стали они искать Батырака, но не видно его было нигде. Батырак понял, что не славу заслужил этим выстрелом, а навлек на себя гнев всего войска, и потому бросился бежать с поля. Устремились сорок батыров в погоню.
У болота Кызыл Кыш им удалось окружить и поймать Батырака. Обезглавили они Батырака — подлое тело его бросили без погребенья, а голову принесли Таргыну.
После этого примирились враждующие стороны. Война прекратилась, распустили воинов по домам.
Успокоился Таргын, когда увидел, что миром закончилась ссора, а враг его обезглавлен. Но тяжела была рана. Никак не мог оправиться батыр. И ногайлпнцы повезли раненого батыра к берегам Едиля.
В ту ночь приснился Акжунус страшный сон.
Пошла она к гадальщику, чтобы он растолковал ей смысл этого сна:
— Эй, гадальщик! Чародей, без ошибки ты можешь предсказать нам грядущие дни! Можешь точно расска-вать все, что было! Сегодня я видела сон. Если он к Удаче — пусть удача эта постигнет льва моего. Если он к несчастью — пусть это несчастье станет только моим!
Снилось мне, что лежит мой лез снова там — под горою Булгыр. На спине его распустился черный ай-дар. Втянут красный язык. И прикрыты глаза его огненные. Две могучих руки к телу прижаты. Две опоры батыра —ноги—вытянуты. Мыши изгрызли тетиву, что не в силах были натянуть шесть коней. Меч, в шесть карысов о камень разбился. Почему в этом сне было согнуто древко копья? Почему на боку изорвалась рубаха из белого шелка? И кто-то Тарлана-коня вел в поводу в этом сне. Почему так нелепо задран высокий тундик, что небес достигал? Почему так ободрана челка у белой кобылы и кто-то подрезал хвост вороному жеребенку? В этом сне заревел верблюд холощеный, а малые верблюжата тонко, протяжно кричали. И прирезали в этом сне кобылицу жирную, и черные котлы наполнили мясом. А солнце поднялось на западе и к востоку скатилось. Что же это?
Гадальщик раскинул сорок бобов и склонился над ними. Достал баранью лопатку, поглядел сквозь нее на огонь. А потом взял в руки кобыз, стал заунывно играть на нем. И сказал гадальщик:
— Если черный айдар распустился, не значит ли это, что хотят его вновь заплести? Если втянут язык, это значит, что не надо ему клич военный издавать, к духам предков взывая! Если веки сомкнул джигит, значит, он отдыхает, видит сны. Если руки к телу прижаты, значит, устали от меча и найзы. Если ноги свои распрямил, значит, всех улусов достигла слава его, а теперь он может дать им отдых. Если мыши перегрызли тетиву, что не могли натянуть шесть коней,— значит, нет уж врага, на которого стрелы насылала та тетива. Если меч разбился о камень, значит, он не желает подняться на родичей наших. И если согнулось копье — это значит, что в бою оно больше не нужно. А если распоролась рубаха по шву, это значит, что узелок нити шелковой развязался. Если кто-то Тарлана-коня вел в поводу, значит это, что коня поменял твой Таргын. А если нелепо задран тундик, значит, не удалась хана нашего новая подлость. У кобылицы белой ободрана челка, а у вороного жеребенка подрезан хвост — это значит, овдовела жена негодяя, что в ба-тыра послал стрелу, и дети его осиротели. Если жирную кобылицу забили, мясом наполнив котлы,— значит, пиру быть в честь примиренья! Минует эта ночь, и завтра к полудню возвратится Таргын. И будет пир большой в честь его возвращения...
Но не отпускала тревога Акжунус, не знала она, как растолковать все, что сказал ей гадальщик, и тогда старик уверил ее:
— Дочь моя, не должен погибнуть батыр, подобный Таргыну, ступай, готовься к встрече.
Акжунус пришла в свою юрту и приготовилась как подобает встретить своего супруга.
Сбылись слова гадальщика.
Минула ночь, а к полудню следующего дня тяжелое войско вступило в аул. Тарлана-коня вели в поводу. На спине другого коня было привязано тело Таргына — расплетен айдар, поджаты могучие руки, и вытянуты ноги батыра.
Погиб батыр, но не разбился о камни меч его тяжелый в шесть ?арысов длиной. Ушел герой, но не согнулось копье его с дубовым древком. Криком прощальным, как верблюда могучего рев, оглашали джигиты степь и голосили протяжно и тонко, как верблюжата, чистые девы. Над высоким тундиком взвился траурный стяг, овдовела жена, сиротою сын остался. Но враги усмирились, и сбылось все, чего желал Таргын. С почестями проводил народ своего благородного сына. На поминках его забили самых жирных кобылиц, наполнили мясом котлы родовые. Через год после смерти Таргына справили великую тризну. Тризна эта закончилась конными игрищами, и продолженьем ее стал веселый той.
И верно, отчего не пировать народу!
Ушел тулпар — но остался после него жеребенок. Погиб герой, но остался народ. И если народ этот будет сплоченным, разве не родятся в нем другие герои, новые Таргыны! Разве они не продолжат дело его? И разве мечтаний своих не достигнут?
Не плачь, если дед твой от вражьей руки принял смерть и отец твой погиб! Имя героя в сердце народ сохранит. Кто же мертвым его назовет! Пусть он жизнь свою прожил в скитаньях великих — цели своей он добился и из жизни ушел, не жалея о прожитых днях.
Это предание было сложено когда-то древним жырау, а сказитель-жыршы повторил его нам.
Запомни, чем оно кончается.
Мечта героя — служение народу.
Цель героя — прославить народ!
И всякий потомок, что мечтаний своих не предаст, и не откажется от намеченной цели,— достигнет ее.
Так пусть же высокими будут ваши мечтанья!


  Назад  
 
 
 
© Ertegi.ru