Главная страница 
 Гостевая книга 
 Обратная связь 
 Поиск по сайту 
 Друзья сайта 
   
 

 
   
   
   
 Волшебные сказки 
 Сказки о животных 
 Бытовые сказки  
 Сатирические сказки 
 Сказки о батырах 
 Сказки об Алдаре-Косе 
 Сказки о Жиренше 
 Сказки о Ходже Насыре 
   
   
 Камбар батыр 
 Ер-Таргын 
 Кыз-Жибек 
 Плач Кыз-Жибек 
 Кобланды-батыр 
 Алпамыс батыр 
 Кобланды Батыр 
   
   
 Легенды о животных 
 Легенды о батырах 
 Легенды о родной земле 
 Легенды о мудрецах 
 Легенды о народах 
   
   
 Народные обычаи 
 Свадебные обряды 
 Обряды воспитания 
 Бытовые обряды 
 Промысловые обряды 
 Религиозные обряды 
 Похоронные обряды 
   
   
 Казахские поговорки 
 Казахские пословицы 
 Казахские народные игры 
 Народные загадки 
 Народное искусство 
 Мужские казахские имена 
 Женские казахские имена 
 Казахские музыкальные инструменты 
   
 

 
   
 
  
 
   
 

Камбар батыр: Часть IX

 

Караман надел доспехи и велел привести своего верного коня Кулбадама. Он решил принять вызов, так как не было у него другого выхода. Хан сел на коня, поднял меч и, окруженный воинами, бросился на Камбара Камбар взмахнул саблей, и несколько вражеских голов покатились к ногам ханского коня Кулбадама. Приземистые калмыцкие лошади бросились врассыпную, волоча по траве обезглавленные тела всадников.
— Эй, Караман!— крикнул Камбар, указывая на трупы.— Эти люди погибли по твоей вине, и, если ты не станешь биться честно, всех вас ждет та же участь» Если ты любишь свой народ, если ты настоящий хан выходи один. Одержишь победу — сохранишь свой народ, но даже если проиграешь, я даю тебе слово отпустить на родину тех джигитов, кто не будет оказывать мне сопротивление.
Нукеры хана отступили, и Караман снова поднял меч.
Сразу же после появления Камбара в ауле Азимбая казахское войско, собравшееся на берегах Ну, стало готовиться к бою. Как морские волны, вздымаемые бурей, сотня за сотней двинулись на врага джигиты, вознося хвалу аллаху и прося у него защиты и поддержки. Во главе каждой сотни ехали самые сильные батыры, известные и неизвестные, молодые и старые.
Когда до становища калмыков остался один перевал, джигиты услышали зычный крик Камбара, вызы-вающего на поединок хана Карамана, и, предвкушая близкий бой, пустили коней вскачь.
Впереди всего войска, стремя в стремя ехали двое батыров. Одним из них был Алшыораз, имя другого, который выглядел почти мальчиком, не знал никто из воинов. И кони, и доспехи были под стать храбрецам; Конь Алшыораза легко брал любое препятствие, встретившееся на пути. Скакун юного батыра, вытянув длинную шею, тоже летел как ветер.
— Лев наш! Он уже сражается!— воскликнул Алшыораз, услыщав мощный крик Камбара. И хлестнул плеткой коня, который и так мчался как вихрь.
У красавицы Назым, а это она скакала рядом с братом Алшыоразом, переодевшись в костюм молодого батыра, при звуках родного голоса сердце запылало как пламя и слезы брызнули из глаз. «Сохрани его аллах!»— взмолилась она и, стиснув зубы, взяла наизготовку дуй, готовая защищать свое достоинство, честь и любовь.
Когда хан и Камбар схватились не на жизнь, а на смерть, первые ряды казахских войск встали против калмыков, и обе стороны с надеждой и тревогой следили за исходом боя.
Схватка началась с сабельного поединка. Сабли скрежетали, рассыпая снопы искр, гулко бились сердца воинов, жаждавших победы, но по всему было видно, что Караману нипочем не совладать с Камбаром,
Первым это понял Келмембет. Незаметно отделившись от окружающих, он вернулся в ханский шатер и вытащил из-под попоны трясущегося от страха Кабыршака.
— Эй, Кабыршак, ты понимаешь, что мы с тобой одной веревочкой связаны?— зашептал Келмембет.
— Что прикажешь делать, господин?— спросил Кабыршак, стуча зубами.
— Если Карамана убьют, ты должен защитить меня.
— Защитить? Я боюсь, как бы Алшыораз меня самого не прикончил.
— Не бойся.
— Почему?
— Ты скажешь, что мы силком задержали тебя, когда ты пригнал скотину, и они поверят тебе. А про меня говори, что это я спас тебя от смерти. Ты понял меня?
— Понял, господин.
— Если казахи подарят мне жизнь, я вернусь домой и стану ханом вместо Карамана. Соберу новое войско убью Камбара, возьму в жены Назым, а тебя обещаю назначить ханом казахов. Ты ведь хочешь быть ханом?
— Хочу, господин.
— Значит, мы должны держаться друг за друга. Следуй за мной...
И Келмембет потащил за собой Кабыршака, как телка на веревочке. Не надевая доспехов, они сели на коней и смешались с толпой.
...Сражающиеся бросили сабли. Караман замешкался, и Камбар с яростным воплем вонзил в него копье. Сила удара была такова, что ханский конь Кулбадам припал на колени. Камбар чувствовал, что копье вонзилось во что-то мягкое и податливое. Он не ошибся — смяв белый щит, он пронзил хана насквозь. Напрягшись, вышиб Карамана из седла, и багровая кровь хана оросила казахскую землю.
— Камбар!
— Аксарбас!
— Аксарбас!— радостно кричали казахи.
Назым заметила, что из толпы калмыков вдруг вырвался какой-то всадник и во весь опор поскакал к казахам.
— Стой, Кабыршак! Стой, предатель!— кричал ему вслед Келмембет,— но всадник даже не оглянулся. Келмембет поднял лук, выстрелил, и всадник, зашатавшись, выпал из седла.
— Кабыршак! Брат мой!— крикнула Назым и выпустила из лука стрелу, которая поразила Келмембета прямо в сердце.
Все это произошло в мгновение ока. Никто, кроме Алшыораза, не понял, кто в кого стрелял и что за человек погиб, так и не достигнув казахских рядов.
— Кто еще хочет биться со мной?!— крикнул Камбар. В круг вышли один за другим пять калмыцких батыров, но пяти ударов копья было достаточно Камбару, чтобы сразить их наповал. Калмыки тесным кольцом стали обступать его. Казахи с гиканьем бросились на врагов.


  Назад

1

Далее
 
 
 
© Ertegi.ru