Главная страница 
 Гостевая книга 
 Обратная связь 
 Поиск по сайту 
 Друзья сайта 
   
 

 
   
   
   
 Волшебные сказки 
 Сказки о животных 
 Бытовые сказки  
 Сатирические сказки 
 Сказки о батырах 
 Сказки об Алдаре-Косе 
 Сказки о Жиренше 
 Сказки о Ходже Насыре 
   
   
 Камбар батыр 
 Ер-Таргын 
 Кыз-Жибек 
 Плач Кыз-Жибек 
 Кобланды-батыр 
 Алпамыс батыр 
 Кобланды Батыр 
   
   
 Легенды о животных 
 Легенды о батырах 
 Легенды о родной земле 
 Легенды о мудрецах 
 Легенды о народах 
   
   
 Народные обычаи 
 Свадебные обряды 
 Обряды воспитания 
 Бытовые обряды 
 Промысловые обряды 
 Религиозные обряды 
 Похоронные обряды 
   
   
 Казахские поговорки 
 Казахские пословицы 
 Казахские народные игры 
 Народные загадки 
 Народное искусство 
 Мужские казахские имена 
 Женские казахские имена 
 Казахские музыкальные инструменты 
   
 

 
   
 
  
 
   
 

Легенда о сером благородном волке

 

В те времена юечжи жили у Ганьсу (между Тибетом и Монголией), а уйсуни жили рядом, на северной стороне Божественных гор (Тянь-Шань), западнее страны хуннов, и было их, уйсуней, государство небольшим по размерам и численности.
Во время нападения юечжи убили Нанди-бия, а его сына-младенца Елжау живьем бросили в чертополох. «В это время только родившегося мальчика (Кун-бия - будущего Елжау) родственник его отца Боже онка (дядя) отнес в заросли густой травы и спрятал там. Чтобы найти ребенку хоть какую-нибудь пищу, Боже онка ушел, а когда вернулся, видит, что младенца кормит из своих сосков серая волчица, а над ними в воздухе парит какая-то птица, в клюве у которой был кусок мяса. Причем птица кружит над самой головой мальчика. Когда Боже онка увидел это, он назвал мальчика божественным ребенком, а потом взял и отнес его к предводителю гуннов. Вождь гуннов воспитал и вырастил мальчика...
...Пришло время, и Кун-би возмужал. Он попросил у Божественного императора гуннов разрешения воевать с юечжиями, чтобы отомстить за отца. Он напал на юечжиев и разгромил их. После этого юечжи бежали в Бактрию и еще западнее. Кун-би, став вождем уйсуней, собрал их вокруг себя, завладел землей юечжиев у озера Иссык-Куль и там основал государство. Он увеличил свое войско и всегда держал его в боевой готовности».
С того момента уйсуни усилились, стали богатым народом. Они перестали подчиняться гуннам. Среди уйсуней оказалось очень много людей из саков, которые не ушли на запад вместе с юечжиями, а до этого они подчинялись юечжи и жили с ними.
Может быть, поэтому с тех времен в казахских родословных, когда речь идет об уйсунях, в первую очередь говорят: «Старший жуз - уйсуни». А сизогривая волчица считается их спасительницей, выкормившей их своим молоком, и уйсуни почитают ее за мать. Именно у уйсуней очень много песен и поэм, в которых воспевается волчица.

Под знаменем волчеглавым
Склонялись в поклоне мы,
И в битву шли величаво,
Как волки, свирепы мы.
И волчеглавой пикой
Врагов протыкали мы,
Коль падало знамя великое,
С ним погибали мы.
Враг в степь приходил, угрожая,
Брал в руки копье наш дед,
И с именем Карасая
Спасал свой народ от бед,
В крови утопали враги,
Под волчеглавое знамя
Бросали мы вражьи знамена,
Казыбек, Кастек были с нами.
Поднявши флаг волчеглавый
Всегда находили победу
Под знаменем волчеглавым
Великие наши деды.
Штандарты вражьи топтали
Батыры из Шапрашты.
Волк сизогривый - уран мой,
И знамя мое волчеглавое,
Мы чести его не уроним,
Пусть вьется оно величавое!


  Назад  
 
 
 
© Ertegi.ru