Главная страница 
 Гостевая книга 
 Обратная связь 
 Поиск по сайту 
 Друзья сайта 
   
 

 
   
   
   
 Волшебные сказки 
 Сказки о животных 
 Бытовые сказки  
 Сатирические сказки 
 Сказки о батырах 
 Сказки об Алдаре-Косе 
 Сказки о Жиренше 
 Сказки о Ходже Насыре 
   
   
 Камбар батыр 
 Ер-Таргын 
 Кыз-Жибек 
 Плач Кыз-Жибек 
 Кобланды-батыр 
 Алпамыс батыр 
 Кобланды Батыр 
   
   
 Легенды о животных 
 Легенды о батырах 
 Легенды о родной земле 
 Легенды о мудрецах 
 Легенды о народах 
   
   
 Народные обычаи 
 Свадебные обряды 
 Обряды воспитания 
 Бытовые обряды 
 Промысловые обряды 
 Религиозные обряды 
 Похоронные обряды 
   
   
 Казахские поговорки 
 Казахские пословицы 
 Казахские народные игры 
 Народные загадки 
 Народное искусство 
 Мужские казахские имена 
 Женские казахские имена 
 Казахские музыкальные инструменты 
   
 

 
   
 
  
 
   
 

Тельконур

 

Мардан как будто только и ждал просьбы хозяев. Мигом он сходил за Тельконуром и привязал его за вбитый поблизости от очага колышек. Из коржуна вытащил самодельную дудочку, уселся поудобнее в кругу пастухов и заиграл.
Не смеет шелохнуться Субебай, на полуслове замерли пастухи, травы приникли к земле, месяц выглянул из-за туч, ярче вспыхнул костер над казаном, недопитым стоит ароматный кумыс, дымится в пиалах мясо жеребенка. Трели, одна напевнее другой, сменяли друг друга, и казалось, что это не жигит играет на дудке в кругу пастухов, а с неба льются причудливые, еще никем никогда не слыханные звуки.
Тельконур насторожился, поднял голову, спину выпрямил, изогнул шею дугой и вдруг плавно пошел под музыку!
—  Что за чудо!— не   сдержали   тут своего   удивления
табунщики.— Первый  раз  видим,  чтобы конь  так  подчинялся власти музыки. Да он же пляшет!
—  Не всякий конь   любит музыку   и понимает ее, как этот. Тельконур как раз тот конь, который мне и нужен. Вы помогли мне проверить его. Отныне нет для меня вернее друга, чем Тельконур,— сказал Мардан.
—  Свет мой,— обратился к жигиту растроганный Су-бебай.— Почему ты  не сказал  мне раньше,  что владеешь таким мастерством. Не табунщиком бы тебе быть, а учителем.  Четырнадцатую  весну  встречает  моя  дочь  Кенже-тай, смышленее и милее ее нет никого у нас в роду. Научи, жигит,   мою   единственную    своему   дивному    искусству. Наезжай иногда к нам в аул, доставь нам с Кенжетай удовольствие.
—  Хорошо,— согласился    Мардан.    Он    прополоскал свою дудочку водой и положил на место.
Через несколько дней приехал жигит в аул бая. Кенжетай с нетерпением ждала «волшебного музыканта», так назвал его отец. Не успел Мардан приветствовать хозяев, как Кенжетай уже просила его сыграть на свирели.
Усадили Мардана на самое почетное место, и заиграл он веселую музыку. По солнышку зажглось в глазах Кенжетай, лучами засветился се ясный взор, сидела девочка как зачарованная.
С тех пор Мардан стал часто навещать аул, и через два года Кенжетай постигла мудрость его науки, а через год, на семнадцатую свою весну,— превзошла в музыкальном искусстве своего учителя.
Надо сказать, что познали молодые люди не только тайну искусства, но и еще одну, более сокровенную. Жигит и девушка полюбили друг друга всей душой, но боялись в этом признаться даже самим себе.
В честь восемнадцатой весны дочери Субебай устроил богатый той. Именинница на нем пленила взор всех людей своей красотой, слух — волшебной игрой на свирели. Все поздравляли ее и возносили хвалу, Мардан преподнес Кенжетай свою самодельную дудку.
Пришла и девятнадцатая весна Кенжетай... Степь, как яркий ковер, цвела желтыми и красными тюльпанами. Краше цветов была в степи Кенжетай. Призвал в этот год Субебай к себе Мардана и сказал ему:
—  Срок   твоей   службы    истек,   жигит.   Говори   свою просьбу: что ты хочешь с меня за неоплаченные три года?
—  Не надо мне, бай, никакой с тебя платы. Жил  я у тебя неплохо, доволен и этим.
—  Сам аллах послал тебя ко мне. Растрогал ты мою душу, и поступлю я с тобой по-отцовски. Поезжай по белому свету, ищи себе невесту по нраву. Я обещаю за нее выплатить любой калым, сколько бы табунов ни запросили. Еще построю тебе дом, и чтобы был он не только твоим, но и домом твоей   названой сестры   Кенжетай. В любое   время, когда ей захочется, пусть живет Кенжетай у тебя.
И собрался Мардан в путь, искать невесту. Перед дорогой зашел он попрощаться с Кенжетай.
—  Кого ты едешь   искать, жигит?— спросила   его девушка.— Разве сердце не подсказывает тебе, кто твоя избранная? Никуда не отпущу тебя, Мардан!
—  Опомнись, душа   моя,— взмолился   жигит.— Закон сильнее нас. Разве твой богатый отец согласится выдать за меня, своего батрака, тебя — единственную дочь свою?
—  Был бы ты согласен, отца не будем просить об этом. Я убегу с тобою из дому тайно хоть на край света.
—  Не за себя страшусь, за тебя, Кенжетай:  поймают нас — растерзают, как кровожадные шакалы.
—  Мне не страшна с любимым и смерть, страшнее — жить без тебя. Кто нас может поймать, если ты сядешь на Тельконура, а я на гнедого скакуна отца? Нет еще таких быстрых коней в округе.
—  Если ты говоришь так, радость моя, Кенжетай, буду ли я перечить? Поеду первым, чтобы отвести подозрение. Остановлюсь у озера Дайык. Дико там и пустынно, но для нас страшнее зверя сейчас — лихой человек. На берегу озера буду ждать тебя, моя нареченная.— Так сказал Мардан и поехал, весь сияя от радости. Не верилось ему, бедняге, что пришло и к нему счастье, которое он так долго искал. Через сутки   он был на берегу   озера   Дайык.   Расседлал Тельконура,  пустил   пастись.   Сам же прилег   отдохнуть. Сквозь сон услышал Мардан ржанье коня, открыл глаза — рядом Кенжетай на Гнедом.
—  Не будем мешкать, отправимся дальше, как бы не настигли   нас люди   отца, дома   теперь обо   всем   догадались,— торопит девушка жигита. И поскакали они  вдоль озера Дайык искать брод, чтобы переправиться на другой берег.


  Назад

2

Далее
 
 
 
© Ertegi.ru