Главная страница 
 Гостевая книга 
 Обратная связь 
 Поиск по сайту 
 Друзья сайта 
   
 

 
   
   
   
 Волшебные сказки 
 Сказки о животных 
 Бытовые сказки  
 Сатирические сказки 
 Сказки о батырах 
 Сказки об Алдаре-Косе 
 Сказки о Жиренше 
 Сказки о Ходже Насыре 
   
   
 Камбар батыр 
 Ер-Таргын 
 Кыз-Жибек 
 Плач Кыз-Жибек 
 Кобланды-батыр 
 Алпамыс батыр 
 Кобланды Батыр 
   
   
 Легенды о животных 
 Легенды о батырах 
 Легенды о родной земле 
 Легенды о мудрецах 
 Легенды о народах 
   
   
 Народные обычаи 
 Свадебные обряды 
 Обряды воспитания 
 Бытовые обряды 
 Промысловые обряды 
 Религиозные обряды 
 Похоронные обряды 
   
   
 Казахские поговорки 
 Казахские пословицы 
 Казахские народные игры 
 Народные загадки 
 Народное искусство 
 Мужские казахские имена 
 Женские казахские имена 
 Казахские музыкальные инструменты 
   
 

 
   
 
  
 
   
 

Баран и козел

 

— Ой-ой-ой, козел! Теперь нам конец пришел!-затрясся от страха баран. Но козел не испугался, не засуетился, не растерялся.
— Убежать отсюда мы не сможем,— говорит козел,— учуют и догонят. Один у нас выход — спрятаться в самом логове.
Баран пуще прежнего задрожал, ничего путного сказать не может, только повторяет:
— Что это он придумал? Что придумал?!
Да ведь не оставаться же одному! Вот и побрел баран за козлом.
Скоро дошли они до просторного волчьего логова. С одной стороны в нем была вырыта глубокая нора. Влезли они в нору. Козел встал у самого входа, а барана поставил сбоку.
— Когда я скажу «бей!», ты бей волка что есть силы, не бойся,— говорит козел.
Всю ночь прождали они волка. Под утро ленивой трусцой возвратился с охоты усталый волк, ни о чем не подозревая, спрыгнул в логово и полез в нору. Тут козел подцепил его за горло своими острыми, как пики, рогами, припер к потолку норы и закричал:
— Бей, барашек, бей!
Баран ну поддавать волку в бок — только ребра затрещали! А рога у него большущие, тяжелющие, как камень. Волк взвыл от боли, извернулся, свалился и — кому же умирать охота!— хромая, пустился наутек. А баран с козлом — за ним, не отстают, вот-вот догонят. Козел на бегу приговаривает: «Бей, барашек, бей!» Слыша такие слова, волк помчался что есть мочи — того и гляди душа со страху выскочит. Насилу убежал.
Наступило утро, взошло солнце. Идут баран и козел, где попасутся, где воды попьют. И всю дорогу целебную траву ищут. Тут козел пригляделся к дороге и говорит:
— Вот напасть! За нами двенадцать волков гонятся. Бежим скорее вон к тому тополю!
Только баран и козел прибежали к тополю, что рос на высоком берегу глубокой речки, а вдалеке уже пыль клубится — бегут, обгоняя друг друга, волки.
Козел легко взобрался на макушку дерева. А баран, как ни старался, не смог подняться даже на самую нижнюю ветку — такой был тяжелый. Тогда козел спустился на землю и, подталкивая барана сзади, помог ему влезть на нижнюю ветку тополя. Сам залез повыше и стал наблюдать за волками. Один из двенадцати волков был хромой — тот самый, которому баран ночью лапу повредил.
Увидев барана и козла, волки обрадовались, высунули языки, даже
слюну пустили и принялись за дело. Сперва они решили свалить тополь и начали рыть вокруг него землю. Но глубокие корни дерева оказались толстыми и прочными. Видят волки — ничего у них не получается, бросили рыть. Стали на дерево прыгать. И опять без толку. Только поушибались все. Наконец придумали они сделать живую лестницу — встать друг на друга и так достать барана и козла. Самым нижним был хромой волк. Когда наконец двенадцатый, самый верхний, добрался до нижней ветки и уже приготовился схватить барана за курдюк, козел, не зная, что придумать, крикнул:
Бей, барашек, бей! Тут хромой волк так перепугался опять, мол, по ребрам лупить
будет, выскочил из под низу и давай бог ноги! Остальные одиннадцать волков так и посыпались с кручи прямо в реку. Выбраться на берег они не могли, и вода сносила их все дальше вниз.
Баран же, когда волки окружили тополь, со страху лишился чувств и непременно свалился бы в реку, если бы не зацепился за ветку своей густой шерстью, которая спасла его от неминуемой гибели.
Снова друзья отправились в путь. Где попасутся, где воды попьют. Вот пришли они в дремучий горный лес. Тут пострашнее, чем на голой равнине. Когда идешь по лесу, оглядываясь по сторонам, каждая мохнатая елочка кажется присевшим медведем. Хруст веток под ногами напоминает о волке, что притаился за кустом, чтобы накинуться на тебя. Вдруг козел остановился под большой толстой елью.
Погляди, дружище, говорит козел.— Вот голова и кости волка, с которого охотник сиял шкуру.
Баран онемел от страха.
Это нам пригодится, сказал козел и привязал голову волка к курдюку барана.
Пошли они дальше.
Наступила непроглядная ночь. Кругом камин да скалы, и густой лес замер, словно притаился. Осторожно идут баран и козел и слышит только цоканье собственных копытец да стук своих сердец. Так пробирались они сквозь чашу, замирая от страха и озираясь по сторонам, и не заметили, как вышли на поляну, где сидели и сушились у огня волки. Убежать нельзя волки все равно учуют.
Не бойся, говорит козел другу, положи здесь волчью голову и иди за мной! и храбро зашагал к волкам, что торчали вокруг костра словно черные островерхие холмики.
Приветствую вас! Сказал козел и уселся поближе к огню. Перепуганный баран остановился у него за спиной. Волки сильно удивились, потом обрадовались, потом, довольные, стали пересмеиваться, переглядываться.
И как это вас бог сюда привел?—говорит один из них, самый
матерый.
Козел хоть я понял, что волки вот-вот на них набросятся, но не подает виду, что испугался.
Да вот захотелось полакомиться, потому и пришли к вам в гости Вы любите баранинку, мы же, по божьей воле, полюбили волчье мясо, говорит козел.
Волки снова изумленно переглянулись.
Гм гм... Угощение для дорогих гостей готово,—начал было матерый с издевкой. Козел посмотрел на трясущегося от страха барана.
- Видать, они не собираются угошать нас по-хорошему. Принеси-ка голову одного из одиннадцати привязанных волков, опалим ее и
перекусим,— сказал он.
Баран пересилил страх и не спеша отправился за головой, которую они с козлом бросили неподалеку.
Волки не на шутку перепугались. Нет-нет, да и поглядят в ту сторону, куда ушел баран. Наконец двое из них не выдержали.
— Пойдем-ка посмотрим, что там такое,—сказали они и исчезли. Немного погодя со словами: «Где это они запропастились?»— убежали еще два волка.
А когда вернулся баран и в свете костра стала видна окровавленная волчья голова, кинулись бежать и все оставшиеся волки во главе с вожаком.
Баран же с козлом подвесили голову над костром, а сами преспокойно проспали всю ночь.
Наутро снова вышли в путь. Вот идут они по дремучему лесу. Вдруг козел заметил в чаще крупные следы и тут же услышал вдалеке голоса — это волки что-то громко кричали.
— Волки, которых мы обманули ночью, пожаловались медведю, и теперь они все вместе идут по нашему следу,— говорит козел. —Давай быстрее влезем на ель и там спрячемся!
Они выбрали толстое дерево с густыми ветвями. Козел сперва помог взобраться барану, потом запрыгнул сам. В это время большущий бурый медведь— он неуклюже переваливался с боку на бок — и с десяток волков с шумом, ревом и воем подошли как раз к той самой ели, на которой сидели баран и козел.
— Ну и глупые вы! Таких глупых в жизни не видел!— говорит медведь.— Чтобы еда сама в рот шла— и ее лишиться! Храбрый волк убегает от трусливого барана — ведь это же позор!
— Да, да, сглупили мы, опозорились, уважаемый медведь!— зашумели волки.
— Эх, попадись они мне... Я бы их вот этими острыми, как пики, когтями разодрал!.. А пока не добыть ли нам медку, а то, как знать, придется ли сегодня отведать жирного курдюка,— с этими словами медведь вразвалку подошел к ели, где сидели баран и козел, и привалился спиной к стволу. Вокруг медведя стали рассаживаться и волки. Языки их свесились, глаза горят.


  Назад

2

Далее
 
 
 
© Ertegi.ru